РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИ НАЗНАЧЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ.

Статьи

В статье анализируется современное состояние нормативной регламентации в сфере производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних лиц, предложены пути ее совершенствования, направленные на защиту указанных лиц от необоснованного подозрения или обвинения, справедливое разрешение дела, обеспечение соизмеримости мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя с учетом особенностей его личности и обстоятельств совершенного им преступления. Особое внимание в статье уделено участию в предварительном расследовании педагога и психолога. Предложено расширить число процессуальных действий, в которых необходимо обязательное участие специалиста-психолога. Автор считает необходимым получать от данного специалиста заключения о целесообразности проведения психолого-психиатрической экспертизы и о вопросах, которые необходимо поставить перед экспертами, об уровне психического развития, индивидуально-психологических особенностях личности, рекомендации о конкретном виде принудительных мер воспитательного воздействия, которые будут эффективны для перевоспитания и исправления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Статистические данные МВД России последних лет иллюстрируют тенденцию к сохранению достаточно высокого уровня и даже росту преступности несовершеннолетних: в общем количестве преступлений совершены несовершенно¬летними или при их соучастии в 2014 г. — 5 % (т. е. каждое 20-е преступление), в 2015 г. — 5,2 % (т. е. каждое 19-е). Несмотря на сокращение числа судимых подростков на 10,4 % и снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, за последние 5 лет на 36,6 % возросла доля осужденных в возрасте 14—15 лет, в том числе за изнасилование (с 21,9 до 26,9 %), грабежи (с 33,1 до 34,6 %), разбой (с 24,9 до 29,4 %).
В период с 2010 по 2014 гг. количество несовершеннолетних, повторно со¬вершивших преступления, возросло с 19,1 до 26,1 %. В 2015 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено преступлений на 5,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., также в 2015 г. отмечен рост числа привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних на 9,9 % по сравнению с 2014 г.
Следует также отметить, что данные негативные тенденции происходят на фоне снижения в последние годы количества несовершеннолетних граждан России.
Вышеизложенные сведения и данные дают основания говорить о необходимости совершенствования нормативной регламентации в сфере производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних лиц. Правовые нормы, регулирующие особенности данного производства, содержатся в гл. 50 УПК РФ. Содержание уголовно-процессуальных норм указанной главы свидетельствует о том, что они соответствуют требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах»), 1985 г., содержат особые процессуально-правовые механизмы охраны прав несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства, закрепляют комплекс правил и положений, которые непосредственно относятся к деятельности должностных лиц органов предварительного следствия и суда, и направлены на защиту несовершеннолетних лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение соизмеримости мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя с особенностями его личности и с обстоятельствами совершенного им преступления.
Безусловно, важное значение при производстве предварительного следствия в отношении несовершеннолетних лиц, а также с участием таких лиц в качестве свидетелей и потерпевших имеет изучение особенностей их личности, что, на наш взгляд, невозможно без участия специалистов в области психологии и психиатрии.
Согласно ч. 3 ст. 425 УК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Аналогичные правовые установления в отношении несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля со¬держатся в норме ст. 191 УПК РФ, однако число процессуальных действий с обязательным участием психолога или педагога расширено и включает в себя не только допрос, но и очную ставку, предъявление для опознания и проверку показаний на месте. Следует отметить, что В. В. Синкевич справедливо указала на некорректную формулировку как наименования самой ст. 191 УПК РФ, так и на¬званий следственных действий, производство которых регламентируют ее нормы.
Таким образом, при буквальном толковании норм вышеуказанных статей можно сделать вывод, что присутствие психолога обязательно лишь при до¬просе, очной ставке, опознании и проверке показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях про¬тив половой неприкосновенности несовершеннолетнего. При производстве данных процессуальных действий по уголовным делам иных категорий преступлений с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля психолога может заменить педагог, а в ходе производства предварительного следствия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) психолог может присутствовать лишь при его допросе, но на практике чаще всего заменяет¬ся педагогом.
Хотя законодатель вносил в нормы ст. 191 УПК РФ изменения Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ в целях совершенствования прав потерпевших и свидетелей, необходимо отметить, что в охранительном воздействии в ходе предварительного следствия нуждаются интересы всех несовершенно¬летних участников уголовного судопроизводства, не только потерпевших и свидетелей, но и обвиняемых (подозреваемых). Поэтому логичным было бы внести аналогичные дополнения (отдельным законодательным актом) в части обеспечения прав несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых.
Необходимо также отметить, что в ходе судебного следствия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет согласно ч. 1 ст. 280 УПК РФ участвует педагог, возможность же присутствия психолога не предусмотрена, что, по нашему мнению, не обеспечивает системного регулирования данного вопроса в раз¬личных стадиях уголовного судопроизводства и являет собой очередной пробел законодательной регламентации.
Многие вопросы при производстве по уголовному делу невозможно разрешить без привлечения лиц, обладающих специальными знаниями в той или иной области. Исходя из того что психология представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, в учебных планах кафедр данной специальности, например Волгоградского государственного социально-педагогического университета, определено изучение более 30 специальных психологических дисциплин (таких как «Методологические основы психологии», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии», «Психофизиология», «Основы психогенетики», «Этнопсихология», «Специальная психология», «Психодиагностика», «Психология стресса», «Психология семьи», «Психологическая коррекция» и т. д.). Для сравнения: по профилю «История» направления «Педагогическое образование» предусмотрено изучение лишь дисциплин «Психология» (360 учебных часов), «Психолого-педагогическая диагностика» (72 учебных часа), «Психологические основы педагогической работы с детьми с трудностями обучения» (72 учебных часа). С учетом этого полагаем, что участие специалиста-психолога в боль¬шей мере соответствует целям и задачам предварительного расследования и интересам несовершеннолетних, нежели участие педагога ввиду его (психолога) большей компетентности в вопросах психологии личности и поведения несовершеннолетних лиц.
Мы считаем, что присутствие психолога при производстве допроса, очной ставки, опознаний и проверки показаний с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), а также потерпевшего и свидетеля, может оказаться весьма полезным следователю как в ходе проведения самого следственного действия, так и в дальнейшем производстве по уголовному делу, например при решении вопроса о необходимости назначения амбулаторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Специалист-психолог сможет правильно проконсультировать следователя по вопросам, которые необходимо поставить перед экспертами. В научной литера¬туре описываются случаи, когда на разрешение экспертов-психологов ставят вопросы правового характера. Так, по уголовному делу № 2-10/11 по обвинению Ш. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119,
ч. 1 ст. 115, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, в постановлении о назначении психолого-психиатрической экспертизы содержалось сходное задание, на которое эксперты ответили: «Вопрос постановления: «Соответствуют ли показания обвиняемо¬го о его собственном поведении в ситуации, исследуемой в настоящем деле, выявленным у него индивидуально-психологическим особенностям?» (оценка достоверности показаний) не входит в компетенцию психолога-эксперта». Участие психолога также позволит исключить «автоматическое» назначение психолого-психиатрической экспертизы, т. е. позволит сократить срок производ¬ства предварительного следствия по уголовному делу, что, в свою очередь, уменьшит время психотравмирующего воздействия на несовершеннолетнего потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) в связи с производством в отно¬шении него предварительного следствия, а также сократит расходы государства на производство по уголовному делу. Например, стоимость производства комплексной амбулаторной психолого-психиатрической экспертизы в Волго-градской области составляет около 10 000 рублей в государственном медицин¬ском учреждении, от 20 000 рублей — в негосударственном учреждении. В Москве и Московской области стоимость данной экспертизы от 60 000 рублей.
Традиционно психолог участвует в производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в отношении которого имеются подтвержденные медицинской и иной документацией сведения о пребывании в психиатрических стационарах или о состоянии его на учете в психоневрологических учреждениях, прохождении им судебно-психиатрической экспертизы в прошлом, перенесенных черепно-мозговых травмах или заболеваниях (менингиты, энцефалиты, сифилис или их последствия), задержке в психическом развитии, отставании в период обучения в школе или неадекватном снижении трудоспособности, учебе во вспомогательной школе (психоневрологических учреждениях со специальным обучением) (согласно ч. 3 ст. 425 УК РФ).
Также у следователя может возникнуть необходимость в присутствии данного специалиста при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), в отношении которого имеются иные основания подозревать у него наличие психологических проблем. К данным основаниям следует отнести установленные в ходе предварительного следствия факты, свидетельствующие о совершении необычного либо ничем не мотивированного, психологически нелепого или особо жестокого преступления, а также неадекватного ситуации, девиантного, нелогичного, агрессивного (пассивного) поведения в быту, в учебном заведении, в кругу знакомых и друзей, а также при общении со следователем, потерпевшим, свидетелями и иными участниками уголовного судо¬производства в ходе производства предварительного следствия.
Кроме того, согласно ст. 421 УПК РФ подлежат обязательному установлению уровень психического развития и иные особенности личности несовершенно¬летнего подозреваемого (обвиняемого), а при наличии данных об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Однако не всегда уровень психического развития и признаки отставания в нем могут быть выявлены неспециалистом в области психологии. Установление вышеуказанных обстоятельств в полной мере без участия специалиста- психолога представляется нам затруднительным.
Участие психолога в допросе и других следственных действиях позволит ему изучить личность несовершеннолетнего, а следователю — в последующем по¬лучить от данного специалиста заключение о целесообразности проведения психолого-психиатрической экспертизы и о вопросах, которые необходимо по¬ставить перед экспертами, уровне психического развития, индивидуально¬психологических особенностях личности, а также возможные рекомендации о конкретном виде принудительных мер воспитательного воздействия, которые будут эффективны для перевоспитания и исправления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). В связи с вышеизложенным считаем небесспорным высказанное в научной литературе мнение, что при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, достигшего 16 лет, может потребоваться производство психолого-психиатрической экспертизы для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии.
С учетом этого считаем целесообразным закрепить в действующем уголовно-процессуальном законодательстве обязанность следователя при допросе, оч¬ной ставке, проверке показаний и опознании с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по всем категориям уголовных дел обеспечить обязательное присутствие психолога.
Следует отметить, что специалисты-психологи готовятся не только медицин¬скими высшими учебными заведениями: кафедры психологии существуют и в не¬медицинских (педагогических, юридических) вузах. Это позволяет говорить о достаточном количестве специалистов названного профиля для их участия в предварительном следствии.
В ходе изучения уголовных дел в Волгоградском областном суде нами установлено, что к участию в производстве следственных и процессуальных действий в качестве специалиста-психолога следователями привлекались сотрудники муниципальных образовательных учреждений среднего образования (социальные педагоги-психологи), администраций муниципальных районов (сотрудники комиссий по защите несовершеннолетних и их прав, имеющие соответствующее образование), а также психологи подразделений МВД России (сотрудники
службы по работе с личным составом). Таким образом, вопроса о достаточности наличия специалистов в данной области не возникает.
Применительно к проблематике настоящей статьи следует рассмотреть вопрос о необходимости назначения именно комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних лиц.
В учебной и научной литературе неоднократно высказывались различные рекомендации о виде экспертизы по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц. Так, И. В. Гецманова, Ф. С. Сафуанов, С. С. Шипшин высказывают мнение о том, что назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы не¬обходимо в случае определения уровня психического развития несовершенно¬летнего и при наличии данных о его умственной отсталости. Однако В. В. Мельник, В. В. Яровенко, Н. А. Курмаева, М. М. Коче- нов и И. А. Кудрявцев считают, что только после производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы и в зависимости от ее выводов можно принимать решение об обоснованности назначения судебно-психологической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Мы согласны с мнением О. В. Громыко, считающей, что всесторонне и глубокое изучение личности несовершеннолетнего возможно лишь посредством производства комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Ее мнение подтверждается высказыванием И. А. Кудрявцева, который указывает, что лишь комплексная экспертиза позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических случаев, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой.
Таким образом, производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы позволит установить все связанные с личностью несовершеннолетнего обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, а именно:
1. Наличие у несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в связи с которым во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это основание для освобождения от уголовной ответственности.
Нахождение несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, во время совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости, т. е. наличие у него хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, в связи с которым лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это также выступает основанием для освобождения от уголовной ответственности.
2. Наличие у несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, психического расстройства, не исключающего вменяемость, в силу которого лицо во время совершения преступления не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Данное обстоятельство учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
3. Наличие у несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, психического расстройства, которое наступило после совершения преступления, лишающего его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это основание для освобождения от наказания либо от дальнейшего его отбывания, назначения принудительных мер медицинского характера.
4. Уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, возможность влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что учитывается судом при разрешении уголовного дела по существу.
5. Отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его со¬держанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении за¬крытого типа при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяж¬ком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ (это одно из условий для возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направления его в указанное учреждение).
6. Психическое состояние несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.
7. Психическое состояние несовершеннолетнего потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.
Проанализировав сказанное выше, еще раз акцентируем внимание на том, что когда ответ на интересующие следователя вопросы об уровне психического развития, иных особенностях личности несовершеннолетнего, возможности влияния на него старших по возрасту лиц, способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, возможных рекомендациях о конкретном виде принудительной меры воспитательного воздействия, которая будет эффективной для перевоспитания и исправления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), может дать сведущее лицо, не прибегая к сложным инструментальным исследованиям, экспертным методикам, когда отсутствует необходимость в задействовании сложного механизма судебной экспертизы, целесообразно привлекать для участия в процессуальных действиях специалиста, а именно психолога, с последующим получением от него соответствующего заключения. Данная мера существенно сократит срок предварительного следствия, государственные расходы на его производство, а также время негативного психологического воздействия психотравмирующей ситуации не только на потерпевшего, но и на несовершеннолетнего обвиняемого. Принимая во внимание отсутствие специальной правовой нормы о правилах производства допроса специалиста, а также для придания достоверности информации, указанной в данном им заключении, достаточным будет произвести допрос такого сведущего лица по правилам, предусмотренным ст. 187—190, 205 УПК РФ, предупредив его перед указанным следственным действием об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний.
В иной следственной ситуации, когда имеются данные о необходимости производства судебной экспертизы в отношении несовершеннолетних лиц, считаем целесообразным назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы как наиболее эффективной для решения задач предварительного следствия.

Добавить комментарий